Четверг, 25.04.2024, 13:57 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Полезная информация для подготовки публикаций | Регистрация | Вход



Меню сайта

Категории раздела



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Подпишитесь на новости
Кафедры промышленной экологии



Кликните по картинке и Вы
будете всегда в курсе событий,
происходящих на кафедре

Каталог по безопасности жизнедеятельности


Интернет журнал

Интернет журнал
"Безопасность в техносфере"




Информационный сайт по БЖД




Полезный сайт для экологов




Каталог экологических сайтов




Компилятор текстов научных работ, дипломов, курсовых, рефератов, диссертаций, статей и докладов



В помощь студенту Лекции online



Файловый архив сайта Академии ГПС МЧС России



Виртуальный уголок Охраны труда




Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

Проверка скорости интернета

Проверка скорости Интернет соединения

Полезная информация для аспирантов и соискателей ученой степени

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы является необходимой структурной частью любого научного исследования: реферата, курсовой и дипломной работы, диссертации, научной публикации и т. д.
Список литературы представляет собой перечень библиографических описаний произведений печати или составных частей, выстроенных в каком-либо порядке ( в алфавитном и по заглавиям, в порядке очередности ссылок на издание и т. д.).
Список литературы содержит источники, используемые в процессе подготовки текста: цитируемые, упоминаемые, а также имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме.
В качестве заглавия списка литературы используются стандартные названия, такие как:
- Литература
- Список литературы
- Список использованной литературы
- Библиография
- Использованная литература
- Рекомендуемая литература.
Для курсовых, дипломных, диссертационных работ используются первые три названия.

Материал подготовил проф. Черняев С.И.

ОБ ОТЛИЧИЯХ ТЕЗИСОВ И ТЕКСТА ДОКЛАДА ОТ СТАТЬИ…
...не только аспиранты, но даже некоторые маститые деятели российской науки (не буду на них указывать пальцами) путаются и не могут различить между тезисами доклада, текстом доклада и статьей. Ибо данный вопрос имеет для аспирантов и докторантов весьма существенное практическое значение. 
Итак, кроме шуток, следует разобрать два наиболее распространенных заблуждения, бытующих среди околонаучной публики...
Первое заблуждение: публикация в «материалах конференции» = «тезисы», а публикация в журнале = статья; 
Второе заблуждение: публикация в «материалах конференции» = «статья». 
Оба вышеперечисленные утверждения неверны. Ибо то, что размещено в материалах конференции может быть как тезисами докладов, текстами докладов, так и статьями. Действительно, зачастую организаторы конференции выпускают сборник под выходными данными «материалы конференции», например, «Материалы международной научно-практической конференции …» И тогда автор сам вправе трактовать, исходя из объективных критериев содержания опубликованного материала, какой вид публикации у него «на руках» – тезисы доклада, текст доклада или статья. Например, если организаторы с самого начала считают эти тексты статьями и просят их оформлять как статьи, которые они опубликуют после выступления и одобрения участниками конференции и руководителем секции, а затем прохождения процедуры редактирования. И если в аннотации к сборнику (на второй странице, под выходными данными) написано примерно так: "в данном сборнике статей представлены...", тогда данный текст однозначно является «статьей». 
Однако нужно понимать, что «материалы конференции» являются, по своей сути, раздаточным материалом. Согласно разделу 3.2.4.3.1.3 ГОСТа 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», «материалы конференции (съезда, симпозиума): непериодический сборник, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений». Поэтому не следует самодовольно и без весомой причины навешивать ярлык «статья» на текст доклада, опубликованного в «материалах конференции». Особенно, если организаторы-составители никак в выходных данных о наличии статей в этих "материалах" не намекают. И, тем не менее, некоторые товарищи такие шедевры все-таки статьями считают, а не текстами докладов. Особенно если в этих "статьях" есть ссылки на литературу. Но у них, как я скромно полагаю, Чувство Собственной Важности явно зашкаливает. Таким образом, называть «текст доклада» в «материалах конференции» статьей или даже «нечто, похожее на статью», опубликованное в «материалах конференции» – «статьей» (без всяких на то поводов со стороны организаторов конференции) – это признак невежества и того, что человек "не в теме". Так можно и "нечто, похожее на монографию" в «материалах конференции» опубликовать. Но ведь это монографией считаться не будет? Нет? Кстати, в некоторых специализированных сборниках и альманахах такая опция с монографией (на 50-100 страниц) таки да, возможна. Но это же солидные сборники, журналы и альманахи. Так-то. 

Далее, исходя из того, что организаторы указывают в выходных данных: «сборник тезисов докладов», «сборник докладов» или «сборник статей», опубликованные тексты и являются «тезисами докладов», «текстами докладов» и «статьями» соотвественно. Например, если публикация издана в «Сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции», то тогда она является статьей (при условии, что эта публикация отвечает объективным критериям статьи). Ибо в этом случае написано четко: «Сборник статей». А вот, например, здесь «III науч.-практ. конф. 10 апреля 2008 г.: Тез. докл.» указано «тезисы докладов». Соответственно, ничем иным, как тезисами доклада публикация в таком сборнике являться не будет, ибо «Тезисы докладов» в выходных данных сборника сами организаторы прописали. Далее, согласно разделу 3.2.4.3.1.6  ГОСТа 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» , «тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума): научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений)». И даже если публикация в таком сборнике «тезисов докладов» «расползется» на 10 страниц текста, все равно это «тезисы доклада». 
Утверждение «публикация в научном журнале = статья» также неверно. Ибо следует отметить, что кроме статей, в научных журналах еще публикуют и материалы в виде тезисов докладов и научных сообщений, которые озвучивались во время «круглых столов», семинаров, симпозиумов, конгрессов, конференций и прочих сборищ, а также публикуют рецензии. 
Итак, чтобы обоснованно определить, что же автор имеет на руках («тезисы», «доклад» или «статью»), необходимо скрупулезно уточнить, что такое «тезисы доклада», «текст доклада» и «статья»: 

1. Тезисы доклада. В тезисах доклада излагается суть того материала, который автор представляет научному сообществу в устном и/или письменном виде. Тезисы могут быть пронумерованы, либо каждый тезис начинается с нового абзаца, а также имеют развёрнутый план. В тезисах доклада автор кратко формулирует основные положения исследования и/или резюмирует основные результаты своего научного открытия. Тезисы доклада в большинстве случаев «вторичны» по отношению к представляемым в них опубликованным ранее материалам научного исследования. Таким образом, классическая структура тезисов доклада состоит из краткого введения в проблему, изложения тезисов 1., 2., 3., N+1 и заключения, где кратко изложены результаты исследования и указаны исследовательские планы на будущее. 

В опубликованном тексте тезисов доклада, как правило, ссылаются на НИР, статью, монографию или иную «солидную» научную публикацию докладчика. Более того, только очень недалекие «буратины» представляют на конференциях свои тезисы докладов с действительно оригинальными и до сих пор неопубликованными идеями или «открытиями». Ибо эти открытия «уворуют» коллеги по «научному сообществу». 
В опубликованных тезисах докладов, как правило, нет ссылок на источники и нет обширного списка литературы (кроме тех случаев, когда автор «рекламирует» собственную статью, монографию или НИР). Также, в большинстве случаев, в опубликованных тезисах докладов отсутствуют многочисленные графические изображения (графики, рисунки, схемы). Кроме того, большинство оргкомитетов конференций, когда они публикуют тезисы докладов, просят присылать тезисы без списка литературы и графиков. 
Объем опубликованных тезисов докладов, как правило, составляет от 0,1 до 0,3 печатного листа, что занимает от 4,000 до 12,000 печатных знаков (1 печатный лист составляет 40,000 знаков). Тезисы публикуются в материалах, трудах, сборниках конференций. Однако для соискателей степени кандидата наук они не так полезны с практической точки зрения, как «тексты докладов», даже если опубликованы в материалах всероссийской и международной конференции. Действительно, тезисы доклада (даже самой престижной всероссийской и международной конференции) в список публикаций нужно вносить только как пример апробации, а не как публикации, в которой изложены основные положения диссертационного исследования. Ибо никто не поверит, что тезисы доклада (0,1-0,2 печатного листа по объему) могут сойти за публикацию, в которой изложены основные научные результаты диссертации. Таким образом, ссылки на тезисы доклада уместны только в разделе апробация в тексте автореферата и в самой диссертации, с последующим включением их в библиографический список диссертации и в список опубликованных научных трудов соискателя (Ф-16). Но повторяю, за работу, отражающую основные научные результаты диссертационного исследования, "опус магнус" объемом 0,1-0,2 печатного листа явно не сойдет. ВАК гарантирует это! (подробности смотрите в статье «ПУБЛИКУЕМ СТАТЬЮ, ТЕКСТ ДОКЛАДА, ТЕЗИСЫ…») 
Более того, в таких конференциях, где организаторы четко указывают, что сначала выпускают тезисы докладов, а лишь потом, после конференции, будут выбирать доклады выступивших и формировать сборник статей, не всегда имеет смысл участвовать. Ибо на вырученные денежки от публикации сборника тезисов докладов гарантированно опубликуют статейки организаторов конференции, «маститых ученых» и нескольких гениев. А остальных – пошлют лесом. Вот… 

2. Среди разновидностей научных публикацией есть еще и такая, как «текст доклада». Текст доклада является практической презентацией статьи перед научным сообществом – то есть, составлен из таких элементов, как введение, основная часть, которая, возможно даже состоит из структурированных и взаимосвязанных разделов и параграфов, а также выводы и заключение (резюме). То есть текст доклада – это «статья для обсуждения» и зачастую без ссылок на литературу. И не случайно во многих статьях в приличных журналах пишут, что «данная статья опубликована по итогам доклада, прочитанного на такой-то конференции или семинаре». Так сказать, не сырой товар, а апробирован и выстоян под шквальным огнем критики. Таким образом, в данном случае текст доклада сам по себе сообщает о серьезных намерениях исследователя, с претензией на апробацию исследования. 
Объем текста доклада составляет от 0,35-0,4 печатного листа и более. И текст доклада, естественно, весомее тезисов доклада. Очень часто в сборниках материалов конференций можно увидеть две категории текстов докладов – пленарные доклады – выступления солидных и почетных гостей и секционные доклады – доклады обычных участников. Пленарные доклады весьма солидные по объему (если не сказать распухшие) и занимают до одного печатного листа и более. Тексты докладов для обычных участников – вещь довольно-таки редкая и, как правило, платная. Ибо для обычных участников зачастую полагаются тезисы на 1-2 странички. А за превышение объема публикации более чем 1-2 страницы рядовой «графоман» доплачивает свои денежки. 
Разумеется, иногда в сборнике материалов конференции трудно определить, где конкретно тезисы, а где доклад. Действительно, доклад может быть маленьким, а тезисы достаточно объемными. Но если человек про опубликованный текст в 0,2 печатного листа скажет, что это – текст доклада, ему могут поверить, а могут усомниться. И тут уже начинается парадокс про "лысого". Однако в большинстве случаев количество страниц или объем в печатных листах не иллюзорно проясняют, что перед нами: «тезисы доклада» или «текст доклада». 
3. Научная статья содержит результаты аналитического, теоретического или экспериментального исследования автора или коллектива авторов данной публикации. Научные статьи публикуются в периодических научных журналах (многие из них рецензируемые), альманахах и сборниках статей. В выходных данных сборника статей или альманаха должен быть указан научный редактор или коллектив редакторов (как правило, со степенью доктора наук). 
Объем статьи составляет от 0,35 печатного листа. В российской практике объем исследовательских и обзорных статей занимает от 0,35 до 0,8 печатного листа. Объем ключевых статьей всяких там корифеев наук может достигать 1-1,5 печатных листа. 
Особо следует подчеркнуть, что статью, опубликованную в научном журнале, не следует путать с научным сообщением, также опубликованным в научном журнале – то есть «синопсисом» в терминологии наших европейских коллег. Научное сообщение излагает факты, но не предполагает их теоретического осмысления с введением в существующие концепции. Научное сообщение отличается от научной статьи более низкой степенью обобщения фактов, упрощенной структурой и меньшим объемом. Краткими научными сообщениями (объемом 0,1-0,2 печатного листа) являются публикации, отражающие достижения в области науки и образования по различным научным специальностям. Научные сообщения, как правило, не рецензируются. 

PS: репостинг данной статьи приветствуется только со ссылкой на сайт http://diplom-disser.ucoz.com/publ
Изменено: Ефим Экштейн - 26.06.2010 11:18:02


В данных статьях и практических комментариях вниманию аспирантов и соискателей ученой степени предложены полезные советы по вопросам публикации статей в научных рецензируемых журналах (в том числе из Перечня ВАК) и докладов в материалах конференций:

По материалам сайта http://aspirantspb.ru/articles/publications/

Практические рекомендации по написанию научной статьи

Можно выделить четыре основных условия успешной писательской де­ятельности: грамотное мышление, изложение, цитирование и оформление.

Грамотное мышление. Чтобы написать хорошую публикацию необ­ходимо грамотно думать. Например, перед началом работы над рукописью и после окончания работы ответьте себе на ряд  вопросов:

1.                  Надо ли писать то, что Вы желаете изложить?

2.                  Представляет ли Ваш материал научный интерес?

3.                  Соответствуют ли методы работы, фактические результаты и выводы поставленным задачам?

4.                  Соответствуют ли использованные методы сбора, обработки и анализа материалов структуре фактических данных?

5.                  Соответствуют ли интерпретация и выводы фактическим данным?

Необходимо помнить, что методические ошибки - самые серьезные из возможных ошибок на этапе непосредствен­ного выполнения работы. Во многих областях науки процедуры отбора и обработки исходных данных предельно стандартизированы.

При отрицательном ответе на любой из этих вопросов следует или от­казаться от публикации, или выполнить исследование заново, или перепи­сать работу (переформулировать задачи и название работы, внести другие исправления).

Грамотное изложение. Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и тре­бования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля изложены выше.

Грамотное цитирование. Чтобы написать хорошую статью необходимо не только знать и учитывать, но и грамотно цитировать труды предшественни­ков. Пространственная, временная и интеллектуальная целостность научного сообщества возникает во многом благодаря цитатным связям ученых.

При приведении или обсуждении чьих-либо конкретных результатов, ста­райтесь цитировать первоисточники, а не извлекайте отдельные факты из обзор­ных работ. Обзоры используйте обязательно, но именно как обзоры, указывая, например, что такой-то, обобщив то-то, пришел к тому-то. Разграничивайте сте­пень достоверности цитируемых данных, обращая внимание на их завершен­ность: теория, обобщение, гипотеза или факт. Старайтесь не цитировать работы из реферативных журналов и не увеличивайте искусственно объем списка цити­руемых публикаций, перенося в него работы из списков других авторов.

Грамотное оформление. Чтобы получилась хорошая публикация, не­обходимо грамотно оформить:

-        иллюстративную часть публикации (таблицы, графики, рисунки, фо­тографии);

-        статистическую (математическую) часть публикации;

-        цитатные ссылки в тексте и пристатейный список литературы.

Если Вы желаете донести свои результа­ты и идеи до коллег, быть воспринятым научным сообществом, Вам при­дется придерживаться определенных правил.

Работа над статьей

Перед тем как начать писать, полезно ответить на следующие вопросы и держать ответы в голове, а лучше на листочке перед собой, в течение всего времени работы над статьей.

1. Какова основная цель Вашей работы?

Ответ поможет четко опреде­лить и выдержать формат изложения:

-        описываете ли Вы новые и важные результаты исследований (экспе­риментальная статья - наиболее распространенный тип);

-        даете ли Вы новое толкование ранее опубликованным результатам (сводная аналитическая статья; используется для выдвижения и обоснова­ния крупной гипотезы);

-        делаете ли Вы обзор литературы или крупной темы.

2. В чем состоит отличие этой работы от других работ по данной теме, ее новизна?

-        какой новый вклад в науку дают результаты;

-        печатался ли этот материал ранее;

-        какое он имеет отношение к другим работам в этой области.

3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована? Жела­тельно познакомиться с «Правилами для авторов», чтобы с самого начала стараться выдержать требования редакции конкретного журнала.

Следующий этап работы — определение идеи или основной гипоте­зы. Идея должна быть простой. В иде­але, в статье должен быть задан один вопрос и содержаться, такой объем информации, который позволяет исчерпывающе на него ответить. Необходимо сформулировать рабочие гипотезы, продумать весь возможный спектр ответов на основной вопрос статьи: и те, которые Вы собираетесь доказать, и те, кото­рые намерены опровергнуть. Если Вам это удалось, считайте, что статья наполовину написана — во всяком случае, Вы имеете название.

Название. Это очень важный элемент статьи! Поэтому необходимо помнить: не вникнув в смысл названия статьи, многие просто не станут читать Ваш труд. Основные достоинства названия — краткость и ясность. В большинстве рекомендаций длина заголовка ограничивается 10-12 словами. Работа над приданием заголовку краткости, содержательности и выразительности — работа непростая, поэтому изменение формулировки заголовка может осуществляться много раз. Ключевые слова, отражающие суть работы, необходимо стараться ставить в начале. Название должно в большей степени характеризовать проблему, над кото­рой Вы работаете, чем полученные Вами результаты.

Структура статьи. Экспериментальная статья обычно строится по единому стандарту:

-        введение (основной вопрос, на который в нем предстоит ответить — «Зачем это надо?»);

-        описание материала и методов работы («Как это получено?»);

-        результаты («Что, где и когда наблюдается?»);

-        обсуждение, заключение и/или выводы («Почему это наблюдается и что это означает?»);

-        список цитированных источников.

Обычно статья включает также «Реферат» и «Ключевые слова». В об­зорных и аналитических статьях некоторые разделы могут быть опущены, а рубрикация может быть существенно сложнее.

Введение имеет целью:

-        определить гипотезу;

-        дать вводную информацию;

-        объяснить, почему Вы предприняли исследование;

-        критически проанализировать исследования в данной области;

-        показать актуальность темы.

Нередко «Введение» пишется на последнем этапе, после изложения результатов и их обсуждения, то есть «под результат». Это не страшно. Во всяком случае, проверить соответствие «Введения» остальным частям ста­тьи после завершения работы необходимо. Однако написание «Введения» в начале работы над статьей структурирует процесс мыслительной активнос­ти автора и дальнейшее изложение. Само «Введение» необходимо проана­лизировать по следующим ключевым пунктам:

-        четко ли сформулированы цели и исходные гипотезы, если они суще­ствуют?

-        нет ли противоречий?

-        упомянули ли Вы основную использованную литературу?

-        подчеркнули ли Вы актуальность и новизну работы?

Методы исследований. Смысл информации, излагаемой в данном разделе, в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог вос­произвести исследование, основываясь на приведенных методах. В статьях по биологической тематике в этом разделе принято описывать место, вре­мя, условия проведения исследований, при необходимости объект исследо­ваний, объем и структуру материала, план эксперимента для эксперимен­тальных работ, использованные лабораторные и статистические процеду­ры. Необходимо, также, указать ограничения и допущения для использованных методов и пути их «обхода», если это предпринималось.

Отсылка к литературным источникам без описания сути метода возмож­на только при условии его стандартности или в случае написания статьи для узкоспециализированного журнала. При ориентации на широкий круг чита­телей, или при комбинации исследовательских подходов из нескольких науч­ных дисциплин, методы должны быть изложены предельно подробно.

При использовании сложного экспериментального или аналитического оборудования, от работы которого последующие результаты существенно за­висят, указывается марка прибора и производитель, также как и производите­лей уникальных веществ, программных продуктов и пр. При необходимости в «Методах» следует давать определение используемых терминов.

Результаты. Основной раздел, цель которого - показать, какими дан­ными подтверждается рабочая гипотеза (гипотезы). При структуре статьи, включающей отдельные разделы «Результаты» и «Обсуждения», в результа­тах следует описывать только данные. К вопросам «Почему результаты та­ковы?» и «Что они означают?» следует обращаться только в том объеме, в каком это необходимо для сохранения логики повествования.

Результаты, как правило, наиболее насыщены иллюстрациями - таб­лицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию до­казательства, представляя в свернутом виде Ваш исходный материал. Важ­но, чтобы данные иллюстраций не дублировали текст. В текстовой части в идеале должны приводиться только объяснения значений данных таблиц и рисунков и разъясняться логика перехода к последующему блоку данных или к следующему шагу анализа. Повествовательная текстовая часть упо­добляется, таким образом, ниточке, на которую нанизываются отдельные бусины — Ваши фактические данные.

Оформление иллюстраций жестко регламентируется всеми журналами и редакциями, поэтому обязательно сверяйтесь с «Правилами для авторов».

Некоторые общие рекомендации при подготовке иллюстративных ма­териалов следующие:

-        надписи, цифровые и текстовые обозначения на рисунках должны быть пропорциональны масштабу изображения;

-    для числовых данных в рисунках и таблицах (и в тексте) выбирайте едини­цы измерения таким образом, чтобы максимум данных приходилось пи­сать с минимальным количеством нулей до или после десятичного знака;

Официальный сайт КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана

Технологический сайт
"Проекты ФН2-КФ"


Головная кафедра "Экология и промышленная безопасность"МГТУ им. Н.Э. Баумана


Сайт направления "Химия" кафедры ФН2-КФ


Поиск по сайту

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив новостей


Картотека публикаций авторов МГТУ им. Н.Э. Баумана

Химический Навигатор - поиск для органического синтеза





Copyright Nick_Bychkov © 2024