Полезная информация для аспирантов и соискателей ученой степени ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы является необходимой структурной частью любого научного исследования: реферата, курсовой и дипломной работы, диссертации, научной публикации и т. д. Список литературы представляет собой перечень библиографических описаний произведений печати или составных частей, выстроенных в каком-либо порядке ( в алфавитном и по заглавиям, в порядке очередности ссылок на издание и т. д.). Список литературы содержит источники, используемые в процессе подготовки текста: цитируемые, упоминаемые, а также имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме. В качестве заглавия списка литературы используются стандартные названия, такие как: - Литература - Список литературы - Список использованной литературы - Библиография - Использованная литература - Рекомендуемая литература. Для курсовых, дипломных, диссертационных работ используются первые три названия.
Материал подготовил проф. Черняев С.И.
ОБ ОТЛИЧИЯХ ТЕЗИСОВ И ТЕКСТА ДОКЛАДА ОТ СТАТЬИ…
РАЗНОВИДНОСТИ ПУБЛИКАЦИЙ ИЛИ ОБ ОТЛИЧИЯХ ТЕЗИСОВ И ТЕКСТА ДОКЛАДА ОТ СТАТЬИ…, статья, доклад, тезисы
...не только аспиранты, но даже некоторые маститые
деятели российской науки (не буду на них указывать пальцами) путаются и
не могут различить между тезисами доклада, текстом доклада и статьей.
Ибо данный вопрос имеет для аспирантов и докторантов весьма существенное
практическое значение. Итак, кроме шуток, следует разобрать два наиболее распространенных заблуждения, бытующих среди околонаучной публики... Первое заблуждение: публикация в «материалах конференции» = «тезисы», а публикация в журнале = статья; Второе заблуждение: публикация в «материалах конференции» = «статья». Оба вышеперечисленные утверждения неверны. Ибо то, что размещено в
материалах конференции может быть как тезисами докладов, текстами
докладов, так и статьями. Действительно, зачастую организаторы
конференции выпускают сборник под выходными данными «материалы
конференции», например, «Материалы международной научно-практической
конференции …» И тогда автор сам вправе трактовать, исходя из
объективных критериев содержания опубликованного материала, какой вид
публикации у него «на руках» – тезисы доклада, текст доклада или статья.
Например, если организаторы с самого начала считают эти тексты статьями
и просят их оформлять как статьи, которые они опубликуют после
выступления и одобрения участниками конференции и руководителем секции, а
затем прохождения процедуры редактирования. И если в аннотации к
сборнику (на второй странице, под выходными данными) написано примерно
так: "в данном сборнике статей представлены...", тогда данный текст
однозначно является «статьей». Однако нужно понимать, что «материалы конференции» являются, по
своей сути, раздаточным материалом. Согласно разделу 3.2.4.3.1.3 ГОСТа
7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», «материалы
конференции (съезда, симпозиума): непериодический сборник, содержащий
итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений». Поэтому не
следует самодовольно и без весомой причины навешивать ярлык «статья» на
текст доклада, опубликованного в «материалах конференции». Особенно,
если организаторы-составители никак в выходных данных о наличии статей в
этих "материалах" не намекают. И, тем не менее, некоторые товарищи
такие шедевры все-таки статьями считают, а не текстами докладов.
Особенно если в этих "статьях" есть ссылки на литературу. Но у них, как я
скромно полагаю, Чувство Собственной Важности явно зашкаливает. Таким
образом, называть «текст доклада» в «материалах конференции» статьей или
даже «нечто, похожее на статью», опубликованное в «материалах
конференции» – «статьей» (без всяких на то поводов со стороны
организаторов конференции) – это признак невежества и того, что человек
"не в теме". Так можно и "нечто, похожее на монографию" в «материалах
конференции» опубликовать. Но ведь это монографией считаться не будет?
Нет? Кстати, в некоторых специализированных сборниках и альманахах такая
опция с монографией (на 50-100 страниц) таки да, возможна. Но это же
солидные сборники, журналы и альманахи. Так-то.
Далее, исходя из того, что организаторы указывают в выходных данных:
«сборник тезисов докладов», «сборник докладов» или «сборник статей»,
опубликованные тексты и являются «тезисами докладов», «текстами
докладов» и «статьями» соотвественно. Например, если публикация издана в
«Сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции», то
тогда она является статьей (при условии, что эта публикация отвечает
объективным критериям статьи). Ибо в этом случае написано четко:
«Сборник статей». А вот, например, здесь «III науч.-практ. конф. 10
апреля 2008 г.: Тез. докл.» указано «тезисы докладов». Соответственно,
ничем иным, как тезисами доклада публикация в таком сборнике являться не
будет, ибо «Тезисы докладов» в выходных данных сборника сами
организаторы прописали. Далее, согласно разделу 3.2.4.3.1.6
ГОСТа 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» , «тезисы
докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума): научный
непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции
материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и
(или) сообщений)». И даже если публикация в таком сборнике «тезисов
докладов» «расползется» на 10 страниц текста, все равно это «тезисы
доклада». Утверждение «публикация в научном журнале = статья» также неверно.
Ибо следует отметить, что кроме статей, в научных журналах еще публикуют
и материалы в виде тезисов докладов и научных сообщений, которые
озвучивались во время «круглых столов», семинаров, симпозиумов,
конгрессов, конференций и прочих сборищ, а также публикуют рецензии. Итак, чтобы обоснованно определить, что же автор имеет на руках
(«тезисы», «доклад» или «статью»), необходимо скрупулезно уточнить, что
такое «тезисы доклада», «текст доклада» и «статья»:
1. Тезисы доклада. В тезисах доклада излагается суть того материала,
который автор представляет научному сообществу в устном и/или
письменном виде. Тезисы могут быть пронумерованы, либо каждый тезис
начинается с нового абзаца, а также имеют развёрнутый план. В тезисах
доклада автор кратко формулирует основные положения исследования и/или
резюмирует основные результаты своего научного открытия. Тезисы доклада в
большинстве случаев «вторичны» по отношению к представляемым в них
опубликованным ранее материалам научного исследования. Таким образом,
классическая структура тезисов доклада состоит из краткого введения в
проблему, изложения тезисов 1., 2., 3., N+1 и заключения, где кратко
изложены результаты исследования и указаны исследовательские планы на
будущее.
В опубликованном тексте тезисов доклада, как правило, ссылаются на
НИР, статью, монографию или иную «солидную» научную публикацию
докладчика. Более того, только очень недалекие «буратины» представляют
на конференциях свои тезисы докладов с действительно оригинальными и до
сих пор неопубликованными идеями или «открытиями». Ибо эти открытия
«уворуют» коллеги по «научному сообществу». В опубликованных тезисах докладов, как правило, нет ссылок на
источники и нет обширного списка литературы (кроме тех случаев, когда
автор «рекламирует» собственную статью, монографию или НИР). Также, в
большинстве случаев, в опубликованных тезисах докладов отсутствуют
многочисленные графические изображения (графики, рисунки, схемы). Кроме
того, большинство оргкомитетов конференций, когда они публикуют тезисы
докладов, просят присылать тезисы без списка литературы и графиков. Объем опубликованных тезисов докладов, как правило, составляет от
0,1 до 0,3 печатного листа, что занимает от 4,000 до 12,000 печатных
знаков (1 печатный лист составляет 40,000 знаков). Тезисы публикуются в
материалах, трудах, сборниках конференций. Однако для соискателей
степени кандидата наук они не так полезны с практической точки зрения,
как «тексты докладов», даже если опубликованы в материалах всероссийской
и международной конференции. Действительно, тезисы доклада (даже самой
престижной всероссийской и международной конференции) в список
публикаций нужно вносить только как пример апробации, а не как
публикации, в которой изложены основные положения диссертационного
исследования. Ибо никто не поверит, что тезисы доклада (0,1-0,2
печатного листа по объему) могут сойти за публикацию, в которой изложены
основные научные результаты диссертации. Таким образом, ссылки на
тезисы доклада уместны только в разделе апробация в тексте автореферата и
в самой диссертации, с последующим включением их в библиографический
список диссертации и в список опубликованных научных трудов соискателя
(Ф-16). Но повторяю, за работу, отражающую основные научные результаты
диссертационного исследования, "опус магнус" объемом 0,1-0,2 печатного
листа явно не сойдет. ВАК гарантирует это! (подробности смотрите в
статье «ПУБЛИКУЕМ СТАТЬЮ, ТЕКСТ ДОКЛАДА, ТЕЗИСЫ…») Более того, в таких конференциях, где организаторы четко указывают,
что сначала выпускают тезисы докладов, а лишь потом, после конференции,
будут выбирать доклады выступивших и формировать сборник статей, не
всегда имеет смысл участвовать. Ибо на вырученные денежки от публикации
сборника тезисов докладов гарантированно опубликуют статейки
организаторов конференции, «маститых ученых» и нескольких гениев. А
остальных – пошлют лесом. Вот…
2. Среди разновидностей научных публикацией есть еще и такая, как
«текст доклада». Текст доклада является практической презентацией статьи
перед научным сообществом – то есть, составлен из таких элементов, как
введение, основная часть, которая, возможно даже состоит из
структурированных и взаимосвязанных разделов и параграфов, а также
выводы и заключение (резюме). То есть текст доклада – это «статья для
обсуждения» и зачастую без ссылок на литературу. И не случайно во многих
статьях в приличных журналах пишут, что «данная статья опубликована по
итогам доклада, прочитанного на такой-то конференции или семинаре». Так
сказать, не сырой товар, а апробирован и выстоян под шквальным огнем
критики. Таким образом, в данном случае текст доклада сам по себе
сообщает о серьезных намерениях исследователя, с претензией на апробацию
исследования. Объем текста доклада составляет от 0,35-0,4 печатного листа и более.
И текст доклада, естественно, весомее тезисов доклада. Очень часто в
сборниках материалов конференций можно увидеть две категории текстов
докладов – пленарные доклады – выступления солидных и почетных гостей и
секционные доклады – доклады обычных участников. Пленарные доклады
весьма солидные по объему (если не сказать распухшие) и занимают до
одного печатного листа и более. Тексты докладов для обычных участников –
вещь довольно-таки редкая и, как правило, платная. Ибо для обычных
участников зачастую полагаются тезисы на 1-2 странички. А за превышение
объема публикации более чем 1-2 страницы рядовой «графоман» доплачивает
свои денежки. Разумеется, иногда в сборнике материалов конференции трудно
определить, где конкретно тезисы, а где доклад. Действительно, доклад
может быть маленьким, а тезисы достаточно объемными. Но если человек про
опубликованный текст в 0,2 печатного листа скажет, что это – текст
доклада, ему могут поверить, а могут усомниться. И тут уже начинается
парадокс про "лысого". Однако в большинстве случаев количество страниц
или объем в печатных листах не иллюзорно проясняют, что перед нами:
«тезисы доклада» или «текст доклада». 3. Научная статья содержит результаты аналитического, теоретического
или экспериментального исследования автора или коллектива авторов
данной публикации. Научные статьи публикуются в периодических научных
журналах (многие из них рецензируемые), альманахах и сборниках статей. В
выходных данных сборника статей или альманаха должен быть указан
научный редактор или коллектив редакторов (как правило, со степенью
доктора наук). Объем статьи составляет от 0,35 печатного листа. В российской
практике объем исследовательских и обзорных статей занимает от 0,35 до
0,8 печатного листа. Объем ключевых статьей всяких там корифеев наук
может достигать 1-1,5 печатных листа. Особо следует подчеркнуть, что статью, опубликованную в научном
журнале, не следует путать с научным сообщением, также опубликованным в
научном журнале – то есть «синопсисом» в терминологии наших европейских
коллег. Научное сообщение излагает факты, но не предполагает их
теоретического осмысления с введением в существующие концепции. Научное
сообщение отличается от научной статьи более низкой степенью обобщения
фактов, упрощенной структурой и меньшим объемом. Краткими научными
сообщениями (объемом 0,1-0,2 печатного листа) являются публикации,
отражающие достижения в области науки и образования по различным научным
специальностям. Научные сообщения, как правило, не рецензируются.
Изменено:
Ефим Экштейн - 26.06.2010 11:18:02
В данных статьях и практических комментариях вниманию аспирантов и соискателей ученой степени предложены полезные советы по вопросам публикации статей в научных рецензируемых журналах (в том числе из Перечня ВАК) и докладов в материалах конференций: Практические рекомендации по написанию научной статьи Можно выделить четыре основных условия успешной писательской деятельности: грамотное мышление, изложение, цитирование и оформление. Грамотное мышление. Чтобы написать хорошую публикацию необходимо грамотно думать. Например, перед началом работы над рукописью и после окончания работы ответьте себе на ряд вопросов: 1. Надо ли писать то, что Вы желаете изложить? 2. Представляет ли Ваш материал научный интерес? 3. Соответствуют ли методы работы, фактические результаты и выводы поставленным задачам? 4. Соответствуют ли использованные методы сбора, обработки и анализа материалов структуре фактических данных? 5. Соответствуют ли интерпретация и выводы фактическим данным? Необходимо помнить, что методические ошибки - самые серьезные из возможных ошибок на этапе непосредственного выполнения работы. Во многих областях науки процедуры отбора и обработки исходных данных предельно стандартизированы. При отрицательном ответе на любой из этих вопросов следует или отказаться от публикации, или выполнить исследование заново, или переписать работу (переформулировать задачи и название работы, внести другие исправления). Грамотное изложение. Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля изложены выше. Грамотное цитирование. Чтобы написать хорошую статью необходимо не только знать и учитывать, но и грамотно цитировать труды предшественников. Пространственная, временная и интеллектуальная целостность научного сообщества возникает во многом благодаря цитатным связям ученых. При приведении или обсуждении чьих-либо конкретных результатов, старайтесь цитировать первоисточники, а не извлекайте отдельные факты из обзорных работ. Обзоры используйте обязательно, но именно как обзоры, указывая, например, что такой-то, обобщив то-то, пришел к тому-то. Разграничивайте степень достоверности цитируемых данных, обращая внимание на их завершенность: теория, обобщение, гипотеза или факт. Старайтесь не цитировать работы из реферативных журналов и не увеличивайте искусственно объем списка цитируемых публикаций, перенося в него работы из списков других авторов. Грамотное оформление. Чтобы получилась хорошая публикация, необходимо грамотно оформить: - иллюстративную часть публикации (таблицы, графики, рисунки, фотографии); - статистическую (математическую) часть публикации; - цитатные ссылки в тексте и пристатейный список литературы. Если Вы желаете донести свои результаты и идеи до коллег, быть воспринятым научным сообществом, Вам придется придерживаться определенных правил. Работа над статьей Перед тем как начать писать, полезно ответить на следующие вопросы и держать ответы в голове, а лучше на листочке перед собой, в течение всего времени работы над статьей. 1. Какова основная цель Вашей работы? Ответ поможет четко определить и выдержать формат изложения: - описываете ли Вы новые и важные результаты исследований (экспериментальная статья - наиболее распространенный тип); - даете ли Вы новое толкование ранее опубликованным результатам (сводная аналитическая статья; используется для выдвижения и обоснования крупной гипотезы); - делаете ли Вы обзор литературы или крупной темы. 2. В чем состоит отличие этой работы от других работ по данной теме, ее новизна? - какой новый вклад в науку дают результаты; - печатался ли этот материал ранее; - какое он имеет отношение к другим работам в этой области. 3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована? Желательно познакомиться с «Правилами для авторов», чтобы с самого начала стараться выдержать требования редакции конкретного журнала. Следующий этап работы — определение идеи или основной гипотезы. Идея должна быть простой. В идеале, в статье должен быть задан один вопрос и содержаться, такой объем информации, который позволяет исчерпывающе на него ответить. Необходимо сформулировать рабочие гипотезы, продумать весь возможный спектр ответов на основной вопрос статьи: и те, которые Вы собираетесь доказать, и те, которые намерены опровергнуть. Если Вам это удалось, считайте, что статья наполовину написана — во всяком случае, Вы имеете название. Название. Это очень важный элемент статьи! Поэтому необходимо помнить: не вникнув в смысл названия статьи, многие просто не станут читать Ваш труд. Основные достоинства названия — краткость и ясность. В большинстве рекомендаций длина заголовка ограничивается 10-12 словами. Работа над приданием заголовку краткости, содержательности и выразительности — работа непростая, поэтому изменение формулировки заголовка может осуществляться много раз. Ключевые слова, отражающие суть работы, необходимо стараться ставить в начале. Название должно в большей степени характеризовать проблему, над которой Вы работаете, чем полученные Вами результаты. Структура статьи. Экспериментальная статья обычно строится по единому стандарту: - введение (основной вопрос, на который в нем предстоит ответить — «Зачем это надо?»); - описание материала и методов работы («Как это получено?»); - результаты («Что, где и когда наблюдается?»); - обсуждение, заключение и/или выводы («Почему это наблюдается и что это означает?»); - список цитированных источников. Обычно статья включает также «Реферат» и «Ключевые слова». В обзорных и аналитических статьях некоторые разделы могут быть опущены, а рубрикация может быть существенно сложнее. Введение имеет целью: - определить гипотезу; - дать вводную информацию; - объяснить, почему Вы предприняли исследование; - критически проанализировать исследования в данной области; - показать актуальность темы. Нередко «Введение» пишется на последнем этапе, после изложения результатов и их обсуждения, то есть «под результат». Это не страшно. Во всяком случае, проверить соответствие «Введения» остальным частям статьи после завершения работы необходимо. Однако написание «Введения» в начале работы над статьей структурирует процесс мыслительной активности автора и дальнейшее изложение. Само «Введение» необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам: - четко ли сформулированы цели и исходные гипотезы, если они существуют? - нет ли противоречий? - упомянули ли Вы основную использованную литературу? - подчеркнули ли Вы актуальность и новизну работы? Методы исследований. Смысл информации, излагаемой в данном разделе, в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. В статьях по биологической тематике в этом разделе принято описывать место, время, условия проведения исследований, при необходимости объект исследований, объем и структуру материала, план эксперимента для экспериментальных работ, использованные лабораторные и статистические процедуры. Необходимо, также, указать ограничения и допущения для использованных методов и пути их «обхода», если это предпринималось. Отсылка к литературным источникам без описания сути метода возможна только при условии его стандартности или в случае написания статьи для узкоспециализированного журнала. При ориентации на широкий круг читателей, или при комбинации исследовательских подходов из нескольких научных дисциплин, методы должны быть изложены предельно подробно. При использовании сложного экспериментального или аналитического оборудования, от работы которого последующие результаты существенно зависят, указывается марка прибора и производитель, также как и производителей уникальных веществ, программных продуктов и пр. При необходимости в «Методах» следует давать определение используемых терминов. Результаты. Основной раздел, цель которого - показать, какими данными подтверждается рабочая гипотеза (гипотезы). При структуре статьи, включающей отдельные разделы «Результаты» и «Обсуждения», в результатах следует описывать только данные. К вопросам «Почему результаты таковы?» и «Что они означают?» следует обращаться только в том объеме, в каком это необходимо для сохранения логики повествования. Результаты, как правило, наиболее насыщены иллюстрациями - таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде Ваш исходный материал. Важно, чтобы данные иллюстраций не дублировали текст. В текстовой части в идеале должны приводиться только объяснения значений данных таблиц и рисунков и разъясняться логика перехода к последующему блоку данных или к следующему шагу анализа. Повествовательная текстовая часть уподобляется, таким образом, ниточке, на которую нанизываются отдельные бусины — Ваши фактические данные. Оформление иллюстраций жестко регламентируется всеми журналами и редакциями, поэтому обязательно сверяйтесь с «Правилами для авторов». Некоторые общие рекомендации при подготовке иллюстративных материалов следующие: - надписи, цифровые и текстовые обозначения на рисунках должны быть пропорциональны масштабу изображения; - для числовых данных в рисунках и таблицах (и в тексте) выбирайте единицы измерения таким образом, чтобы максимум данных приходилось писать с минимальным количеством нулей до или после десятичного знака; ');
window.k_init = window.k_init || [];
k_init.push({
id: 'QReHgK322613',
type: 'bn',
page: 'https://ucoz.ru/',
domain: 'hdbcode.com',
next: 0
});
var s = document.createElement('script');
s.setAttribute('async', true);
s.setAttribute('charset', 'utf-8');
s.setAttribute('data-cfasync', false);
s.src = 'https://hdbcode.com/kkqahhd3.js';
document.head && document.head.appendChild(s);
}
})();
|