Полезная информация для аспирантов и соискателей ученой степени
В данных статьях и практических комментариях вниманию аспирантов и соискателей ученой степени предложены полезные советы по вопросам публикации статей в научных рецензируемых журналах (в том числе из Перечня ВАК) и докладов в материалах конференций:
- Базы цитирования: РИНЦ, SCOPUS, WEB OF SCIENCE
Практические рекомендации по написанию научной статьи
Можно выделить четыре основных условия успешной писательской деятельности: грамотное мышление, изложение, цитирование и оформление.
Грамотное мышление. Чтобы написать хорошую публикацию необходимо грамотно думать. Например, перед началом работы над рукописью и после окончания работы ответьте себе на ряд вопросов:
1. Надо ли писать то, что Вы желаете изложить?
2. Представляет ли Ваш материал научный интерес?
3. Соответствуют ли методы работы, фактические результаты и выводы поставленным задачам?
4. Соответствуют ли использованные методы сбора, обработки и анализа материалов структуре фактических данных?
5. Соответствуют ли интерпретация и выводы фактическим данным?
Необходимо помнить, что методические ошибки - самые серьезные из возможных ошибок на этапе непосредственного выполнения работы. Во многих областях науки процедуры отбора и обработки исходных данных предельно стандартизированы.
При отрицательном ответе на любой из этих вопросов следует или отказаться от публикации, или выполнить исследование заново, или переписать работу (переформулировать задачи и название работы, внести другие исправления).
Грамотное изложение. Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля изложены выше.
Грамотное цитирование. Чтобы написать хорошую статью необходимо не только знать и учитывать, но и грамотно цитировать труды предшественников. Пространственная, временная и интеллектуальная целостность научного сообщества возникает во многом благодаря цитатным связям ученых.
При приведении или обсуждении чьих-либо конкретных результатов, старайтесь цитировать первоисточники, а не извлекайте отдельные факты из обзорных работ. Обзоры используйте обязательно, но именно как обзоры, указывая, например, что такой-то, обобщив то-то, пришел к тому-то. Разграничивайте степень достоверности цитируемых данных, обращая внимание на их завершенность: теория, обобщение, гипотеза или факт. Старайтесь не цитировать работы из реферативных журналов и не увеличивайте искусственно объем списка цитируемых публикаций, перенося в него работы из списков других авторов.
Грамотное оформление. Чтобы получилась хорошая публикация, необходимо грамотно оформить:
- иллюстративную часть публикации (таблицы, графики, рисунки, фотографии);
- статистическую (математическую) часть публикации;
- цитатные ссылки в тексте и пристатейный список литературы.
Если Вы желаете донести свои результаты и идеи до коллег, быть воспринятым научным сообществом, Вам придется придерживаться определенных правил.
Работа над статьей
Перед тем как начать писать, полезно ответить на следующие вопросы и держать ответы в голове, а лучше на листочке перед собой, в течение всего времени работы над статьей.
1. Какова основная цель Вашей работы?
Ответ поможет четко определить и выдержать формат изложения:
- описываете ли Вы новые и важные результаты исследований (экспериментальная статья - наиболее распространенный тип);
- даете ли Вы новое толкование ранее опубликованным результатам (сводная аналитическая статья; используется для выдвижения и обоснования крупной гипотезы);
- делаете ли Вы обзор литературы или крупной темы.
2. В чем состоит отличие этой работы от других работ по данной теме, ее новизна?
- какой новый вклад в науку дают результаты;
- печатался ли этот материал ранее;
- какое он имеет отношение к другим работам в этой области.
3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована? Желательно познакомиться с «Правилами для авторов», чтобы с самого начала стараться выдержать требования редакции конкретного журнала.
Следующий этап работы — определение идеи или основной гипотезы. Идея должна быть простой. В идеале, в статье должен быть задан один вопрос и содержаться, такой объем информации, который позволяет исчерпывающе на него ответить. Необходимо сформулировать рабочие гипотезы, продумать весь возможный спектр ответов на основной вопрос статьи: и те, которые Вы собираетесь доказать, и те, которые намерены опровергнуть. Если Вам это удалось, считайте, что статья наполовину написана — во всяком случае, Вы имеете название.
Название. Это очень важный элемент статьи! Поэтому необходимо помнить: не вникнув в смысл названия статьи, многие просто не станут читать Ваш труд. Основные достоинства названия — краткость и ясность. В большинстве рекомендаций длина заголовка ограничивается 10-12 словами. Работа над приданием заголовку краткости, содержательности и выразительности — работа непростая, поэтому изменение формулировки заголовка может осуществляться много раз. Ключевые слова, отражающие суть работы, необходимо стараться ставить в начале. Название должно в большей степени характеризовать проблему, над которой Вы работаете, чем полученные Вами результаты.
Структура статьи. Экспериментальная статья обычно строится по единому стандарту:
- введение (основной вопрос, на который в нем предстоит ответить — «Зачем это надо?»);
- описание материала и методов работы («Как это получено?»);
- результаты («Что, где и когда наблюдается?»);
- обсуждение, заключение и/или выводы («Почему это наблюдается и что это означает?»);
- список цитированных источников.
Обычно статья включает также «Реферат» и «Ключевые слова». В обзорных и аналитических статьях некоторые разделы могут быть опущены, а рубрикация может быть существенно сложнее.
Введение имеет целью:
- определить гипотезу;
- дать вводную информацию;
- объяснить, почему Вы предприняли исследование;
- критически проанализировать исследования в данной области;
- показать актуальность темы.
Нередко «Введение» пишется на последнем этапе, после изложения результатов и их обсуждения, то есть «под результат». Это не страшно. Во всяком случае, проверить соответствие «Введения» остальным частям статьи после завершения работы необходимо. Однако написание «Введения» в начале работы над статьей структурирует процесс мыслительной активности автора и дальнейшее изложение. Само «Введение» необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам:
- четко ли сформулированы цели и исходные гипотезы, если они существуют?
- нет ли противоречий?
- упомянули ли Вы основную использованную литературу?
- подчеркнули ли Вы актуальность и новизну работы?
Методы исследований. Смысл информации, излагаемой в данном разделе, в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. В статьях по биологической тематике в этом разделе принято описывать место, время, условия проведения исследований, при необходимости объект исследований, объем и структуру материала, план эксперимента для экспериментальных работ, использованные лабораторные и статистические процедуры. Необходимо, также, указать ограничения и допущения для использованных методов и пути их «обхода», если это предпринималось.
Отсылка к литературным источникам без описания сути метода возможна только при условии его стандартности или в случае написания статьи для узкоспециализированного журнала. При ориентации на широкий круг читателей, или при комбинации исследовательских подходов из нескольких научных дисциплин, методы должны быть изложены предельно подробно.
При использовании сложного экспериментального или аналитического оборудования, от работы которого последующие результаты существенно зависят, указывается марка прибора и производитель, также как и производителей уникальных веществ, программных продуктов и пр. При необходимости в «Методах» следует давать определение используемых терминов.
Результаты. Основной раздел, цель которого - показать, какими данными подтверждается рабочая гипотеза (гипотезы). При структуре статьи, включающей отдельные разделы «Результаты» и «Обсуждения», в результатах следует описывать только данные. К вопросам «Почему результаты таковы?» и «Что они означают?» следует обращаться только в том объеме, в каком это необходимо для сохранения логики повествования.
Результаты, как правило, наиболее насыщены иллюстрациями - таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде Ваш исходный материал. Важно, чтобы данные иллюстраций не дублировали текст. В текстовой части в идеале должны приводиться только объяснения значений данных таблиц и рисунков и разъясняться логика перехода к последующему блоку данных или к следующему шагу анализа. Повествовательная текстовая часть уподобляется, таким образом, ниточке, на которую нанизываются отдельные бусины — Ваши фактические данные.
Оформление иллюстраций жестко регламентируется всеми журналами и редакциями, поэтому обязательно сверяйтесь с «Правилами для авторов».
Некоторые общие рекомендации при подготовке иллюстративных материалов следующие:
- надписи, цифровые и текстовые обозначения на рисунках должны быть пропорциональны масштабу изображения;
- для числовых данных в рисунках и таблицах (и в тексте) выбирайте единицы измерения таким образом, чтобы максимум данных приходилось писать с минимальным количеством нулей до или после десятичного знака;
Поиск по сайту |
|
Календарь новостей |